Возрастные кризисы

Когда нам становится плохо или же наступает тяжелый период в жизни, мы ищем поддержки и утешения повсюду. Но без кризисов жизни не бывает, поэтому нужно  научиться их преодолевать, а не избегать.

В такие моменты, кажется, что невезение преследует только тебя, а все проблемы из-за тебя самого, неудачника по жизни. Из-за таких мыслей и переживаний выбираться из стресса гораздо сложнее.

По утверждению психологов возрастные кризисы не удается избежать ни одному человеку. Но то, как он пройдет у вас зависит от многого: от характера, образа жизни, мировоззрения и пр.  Осознание того, что это происходит не только с вами, но и другими людьми помогает в какой-то степени облегчить период прохождения кризиса. Наверное, все знают о кризисе среднего возраста и о переходном возрасте у детей, а о других разновидностях возрастных кризисов мы практически ничего не слышали.

Психологи определили перечень возрастных кризисов, начиная с первого года жизни ребенка. Особенно важно знать о детских кризисах, которые ребенку помочь преодолеть должны родители. Именно в детстве формируется жизненный взгляд, ответственность, стойкость, умение бороться с трудностями и многое другое, что является основой человеческого характера.

В зависимости от восприятия ребенком себя в детстве, можно определить каким человеком он вырастет. Все что окружает ребенка, то как он воспринимает окружающий мир и людей в нем – это должно интересовать и волновать родителей ребенка, которому необходимы их понимание и поддержка.

 Какие бывают кризисы у детей?

В первый год жизни маленького человека у него вырабатывается общее отношение к миру. В три года начинает проявляться упрямство ребенка, который начинает осознавать себя личностью со своими требованиями и желаниями.

В возрасте 7-ми лет рождается социальное «я» ребенка. Ребенок вступает в общественные отношения. Он идет в школу, переходит из семьи, где его любят, берегут и защищают, в мир других людей. То насколько он будет к этому готов, как адаптируется в этом мире, зависит, в том числе, и от семьи, от родителей. Психологи называют этот возраст «потерей непосредственности», он начинает эмоционально осмысливать свой поступок. Школа – общественное учреждение, где по словам Гегеля, дух должен быть приведен к отказу от детских причуд, и стремиться к знанию.

В 13-16 лет ребенок уже подросток. Он начинает бороться за свои права, за самостоятельность, за возможность самому принимать решение. В этом возрасте подросток в полной мере, осознает свою принадлежность к тому или иному полу, переживает гормональный рост, период полового созревания. Главным новообразованием этого возраста является осознание своей индивидуальности, своего Я. Это возраст мечтаний, влюбленностей, эротических фантазий, неясных стремлений, пессимистических настроений, возраст повышенной нервозности.

После исполнения 18-21 года ребенок окончательно расстается с детством. Этот возрастной кризис проявляется в стремлении быть самостоятельным, желании бороться за лучшее место в жизни.

 Какие возрастные кризисы бывают у взрослых людей?

Когда проходит студенческая пора, а в карьере сделаны первые шаги, в 29-30 лет наступает пора зрелости, кризис «cмысла жизни». Наступает время мечты и реальность соединить воедино. Зачастую именно в этот период совершаются последние кардинальные перемены в личной жизни и в карьере.

40 лет – начало кризиса среднего возраста. Период, когда человек ставит под сомнение все достигнутое, переоценивает свои жизненные ценности. Этот период обычно мужчины переносят тяжелее. Воспринимая свой возраст, как критический, они пытаются задержать уходящую молодость, что влечет за собой проблемы в семейных отношениях. От женщины и ее мудрости и поведения во многом зависит то, как семья переживет этот кризис.

                                       Кризисы взрослости (середины жизни)
                                          Кризис «смысла жизни» (30 лет)
Содержание кризиса Подведение итогов прожитого десятилетия, коррекция планов.
Развитие в кризисе Переосмысление своего места в мире, ближайшего будущего.
Самоощущение в кризисе Чувство ограниченности времени жизни. Переживание несоответствия мечты и  реальности. Возможно неудовлетворенность собой и своим профессиональным положением.
Результаты кризиса «смысла жизни» Позитивные
Стремление к самосовершенствованию.
Чувство социальной устойчивости.
Осознование ответственности за себя и близких.
Дальнейший профессиональный рост.
Негативные
Потеря смысла жизни.
Конфликтность, агрессивность.
«Перерастание» из профессии.
Соматизация (или телесное проявление негативных эмоций).
                                      Кризис «середины жизни» (40-45 лет)
Содержание кризиса Переосмысление жизненного опыта, ближайшего будущего.
Подведение промежуточных итогов. Осознание приближения старости.
Развитие в кризисе Перестройка сознания, появление новых приоритетов и видов деятельности.
Переоценка профессиональной карьеры, семейной жизни.
Самоощущение в кризисе Переживание краткости жизни, уменьшение физических сил, сомнения в себе. Чувство одиночества.
Результаты кризиса «смысла жизни» Позитивные
Ощущение стабильности, потенциала развития.
Потребность в продуктивном самовыражении.
Осмысленность бытия, духовные, экзистенциальные ценности.
Самореализация в профессиональной, семейной и личной жизни.
Негативные
Проблемы в семейной жизни.
Стрессы. Стагнация.
Утрата временной перспективы.
Соматизация.

53-55 лет – кризис предпенсионного возраста. Человек боится изменения своего социального статуса. Большинство женщин трудно переносят потери своей былой привлекательности. Молодые душой, они не могут сопоставить свой физический возраст с психологическим. Начинается ухудшение физического состояния, болезни, а это очень тяжело сказывается на психике. Но если сохранилась дружная семья, есть счастливые дети и внуки, тогда прожитая жизнь кажется не напрасной. А если одиночество?

60-65 лет – кризис пенсионнго возраста. Завершение трудовой деятельности. Человек оглядывает весь свой трудовой путь.

70-75 лет – это кризис, когда начинается «узелковый период». В этот период человек собирает в узелок все достигнутое, при этом находится как бы в двух мирах — здесь и там. В это время человек смиряется с конечностью своей жизни. И в тоже время он обретает большую свободу в своей деятельности, предпочтениях, творчестве…

Все люди по-разному переживают возрастные кризисы. Некоторые их даже не замечают, а кто-то особенно тяжело переживает, страдая и мучаясь, совершая ошибки.

Когда-то Эпикур сказал: – «Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения. Имей всегда в библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок».

Поэтому, какие бы кризисы не случались в нашей жизни, мы должны жить и двигаться вперед, и именно от нас самих зависит, получаем мы от жизни полное удовлетворение или нет. Давайте стараться быть счастливыми!